ZEUS Motors

Замена свечей зажигания на мотоцикле - руководство

Замена свечей зажигания на мотоцикле

Замена свечей зажигания на мотоцикле процедура относящаяся к текущему( в случае неисправности) и регламентному( по достижению пробега) сервису. Давайте разберемся, что нужно знать о свечах и их замене. Мы уже ранее писали про Замена звёзд на мотоцикле и про обслуживание мотоцикла после покупки, а сегодня затронем тему сервиса системы зажигания

В первую очередь — разберем принцип действия свечей зажигания на мотоцикле. По большому счету он аналогичен принципу автомобильных свечей бензиновых ДВС. Но так как обороты двигателя современного спортивного мотоцикла гораздо выше большинства автомобилей — важно подбирать правильную свечу и делать это в первую очередь по мануалу мотоцикла.

На тему замены свечей зажигания мотоцикла на кастомные( улучшенные) постоянные холивары. Но есть несколько параметров которые ты должен сам понимать и уметь диагностировать в экстренной ситуации.

Холодные и горячие свечи зажигания

Первое — это разделение на горячие и холодные свечи. Простыми словами — чем более суровые режимы работы двигателя( работа на высоких оборотах, форсированность, высококтановое топливо, выше степень сжатия) — тем свечи нужны холоднее. И наоборот — на более маломощных и низкооборотистых двигателях нужны более горячие свечи. Зачем? Электрод свечи находится в камере сгорания и от его чистоты( от отложений сажи и продуктов сгорания топлива) — зависит сила искры и следовательно — стабильность работы двигателя. Вот и придумали, что свечи в процессе работы самоочищаются — весь налет на них обгорает и искра остается долгое время отличной, вплоть до выхода из строи системы питания и изменения качества топливно-воздушной смеси или выхода самой свечи зажигания из строя. 

Вот и получается, что холодные свечи работают так, что самоочищаются при более высоких температурах и интенсивных режимах и соответственно на маломощных и низко оборотистых двигателях работать будут плохо и будут нуждаться в постоянной посторонней чистке, что несомненно их и убьет и наоборот с горячими свечами.

На практике один из вариантов достижения теплоты — разная глубина изолятора:

Замена свечей на мотоцикле - холодные и горячие свечи.
Холодные и горячие свечи зажигания

Свечи с фильтром помех( резисторные, с сопротивлением)

Второй момент — это свечи для двигателей с компьютерным управлением. Они отличаются наличием внутри фильтра от обратных помех. Нужно это потому как свеча в момент искры создает невероятные электрические помехи в цепи и если на карбюраторных двигателях с классическим электронным зажиганием это мало влияет на работу системы, то в двигателях с микропроцессорами в составе электроники управления может приводить к помехам этих самых систем и например система впрыска может давать сбой и пропуски.

Схематически резистивный фильтр представлен на фото ниже

Замена свечей на мотоцикле на свечи с резистором
Свеча без фильтра и с резистивным фильтром( или с сопростивлением)

Когда необходима замена свечей зажигания на мотоцикле?

Если свеча дает постоянную и сильную искру — она исправна. Но в процессе работы она как и все элементы двигателя подвержена износу. Одна из основных характеристик свечи зажигания мотоцикла — необходимый зазор электродов. Со временем этот зазор увеличивается и искра может начать возника не там где нужно, или попросту ослабнет — что повлечет за собой плохую работу двигателя. Это может возникать по разным причинам — из-за нагара, из-за разрушения поверхности электродов в процессе службы, из за перегрева электрода и его деформации при этом(когда калильное число подобрано не верно например). В этой ситуации можно конечно старым дедовским методом — подстучать и подвести электрод по щупу, но это не работает с современными свечами так как со свечами из прошлого. Часто электрод сделан либо из спец металла либо имеет такое покрытие, нарушение которого не исправимо — такие свечи только в мусор. В такой ситуации замена свечей на мотоцикле, как на высокомощном транспорте — просто жизненно необходима. 

Маркировки свечей зажигания 

Про маркировки свечей зажигания тоже можно слагать легенды. Все дело в том, что например зазор в электроде — понятие измеримое, а теплота свечи — относительное. Каждый производитель имеет свою градацию калильного числа и соответственно одного стандарта нет. Связано это как с обширностью модельного ряда конкретного производителя, так и с технологией оценки этого числа( Bosch например измеряют калильное число как время работы эталонного двигателя до начала калильного зажигания — бесконтрольного воспламенения от горячего электрода, тогда как другие определяют калильное зажигание изменяя степень сжатия эталонного двигателя)

Пример расшифровки обозначений свечи зажигания NGK можете видеть на рисунке ниже.

Маркировки на свечах зажигания для мотоциклов

Когда нужно производить замену свечей зажигания на мотоцикле

Замену свечей на мотоцикле осуществляют в среднем каждые 6000 тысяч километров, хотя по мануалу — значится цифра от 10 000 км. Это связано в первую очередь с качеством топлива и во вторую — с правильностью эксплуатации. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда карбюраторная система настроена неверно, топливо не способно полностью сгореть в цилиндре и на электродах образуется нагар. В таких условиях свечи зажигания не всегда отрабатывают срок эксплуатации. 

Как понять, что нужно заменить свечу зажигания для мотоцикла?

  • Двигатель дергается при езде
  • Уменьшилась  мощность двигателя,
  • Увеличился расход топлива

Если доступ к свечам достаточно простой — можно самому проверить их состояние. Если вы видите, что электроды выкрученной свечи черные — это плохой знак. На карбюраторных двигателях — это знак что смесь настроена неверно( инжектор сам подстраивает качество смеси по данным от лямбда-зонда в выхлопной системе). 

Второе что вы можете проверить — это искра. Будьте осторожны — это может быть не безопасно. Нужно выкрутить свечу, надеть на нее колпачок с высоковольтным проводом, прислонить к металлической части цилиндра и прокрутить кик-стартером двигатель(если он есть). Важно при этом снять колпачки с других свечей. Если свеча исправна — будет видимая даже при дневном свете искра. Если искру не видно — проблема в свече зажигания или где-то дальше в системе зажигания.

Замена свечей зажигания на мотоцикле — основные правила

Замена свечей зажигания на мотоцикле Suzuki
Сложность доступа к свечам зажигания мотоцикла Suzuki.
  1. Если вы не разбираетесь в свечах или думаете, что разбираетесь — меняйте свечи только на такие же как указаны в мануале. Вариантов свечей очень много и по незнанию, вы можете сильно навредить своему мотоциклу.
  2. Используйте только качественный профессиональный инструмент. Существует специальный ключ для откручивания свечей. Он имеет специальную удлиненную форму, чтобы изолятор( колпачок) беспрепятственно находился внутри, при вкручивании и выворачивании свечи из цилиндра. 
  3. Соблюдайте чистоту и правильную компоновку деталей. При неопытной замене свечей зажигания на мотоцикле возможны случайные попадания посторонних предметов в камеру сгорания, которые абсолютно точно выведут мотоцикл из строя при первом запуске. Также нужно знать и помнить, что если не установить медное уплотнительное кольцо — герметичность цилиндра будет нарушена, а в редких случаях — поршень цилиндра может достать своим выступом до электрода при первом запуске, что тоже повлечет выход мотоцикла из строя.
  4. Соблюдайте правильную последовательность разборки и сборки. Во многих мотоциклах доступ к свечам значительно затруднен — необходимо снимать топливный бак, корпус воздухофильтра и другие детали, что может обернуться их поломкой или повреждением по неопытности. 

В заключение добавим, что замену свечей мотоцикла в Харькове вы всегда можете доверить нашей мастерской. Это защитит вас от ненужных экспериментов и возможных дополнительных поломок, которые можно избежать..